«У ДОРОГИ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ», «ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ АНОМАЛИЙ»,   «БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ» и другие броские названия  серии статей  в которых  начальник отдела гидрометеорологии департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» Андрей Ушаков и Николай Чуприн, начальник геофизической станции ЮВЖД – специалисты геофизической  службы ОАО РЖД и, по совместительству,  владельцы ООО «НПЦ Геотехнология»,  - решили подвергнуть сомнению систему Росгидромета. Они назвали «посредником» действующую  национальную гидрометеорологическую службу, входящую во Всемирную гидрометеорологическую сеть наблюдений, которая в целях составления прогнозов погоды,  использует весь потенциал мирового метеорологического интеллекта для обеспечения максимально возможной достоверности прогнозов в целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения, территорий, отраслей экономики (в т.ч. и железнодорожной отрасли).   «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИ ОБЕЩАЮТ ПРОГНОЗИРОВАТЬ КАПРИЗЫ погоды ТОЧНЕЕ, ЧЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ» - цитата из одной из  этих статей. Позвольте полюбопытствовать: «Вам и способ известен?» Особенно, если принять во внимание, что человечество живет в эпоху глобальных изменений климата, которое проявляется ежеминутно в резких изменениях погодных условий, в появлении беспрецедентных  ЧС природного характера, которые не встречались ранее в истории климата. Все мировое метеорологическое сообщество объединилось в изучении и решении этих проблем. Над улучшением схем усвоения текущей информации и методик прогноза,  работают мощные транснациональные научные коллективы. Для составления прогнозов, в т.ч. в Росгидромете, задействованы мощные суперкластеры, способные усваивать огромные объемы наблюденной информации,  несут круглосуточную вахту наблюдатели и синоптики Росгидромета, в Сибири разработана информационно-управляющая система «Погода, гидрология в реальном времени для отраслей экономики и периодов ЧС природного характера»,  способная усваивать и отражать  и данные отраслевого мониторинга. Все это для  того, чтобы  предоставить специализированное гидрометеорологическое обеспечение и не только для ОАО РЖД. Вся система предупреждения и ликвидации ЧС МЧС России тесно связана именно с Росгидрометом.  Но мы читаем в статье газеты "Гудок" «Железные дороги откажутся от услуг Росгидромета» - цитата: "Российские Железные Дороги" планируют отказаться от ряда услуг региональных лабораторий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)».   Но не будем наивными: все это авторы проекта «защитим от погоды ОАО РЖД» знают.  Они специалисты, и изучали возможности и проблемы Росгидромета. Н.И.Чуприн, называющий себя «автор идеи и руководитель разработок» и А.Ушаков неоднократно обсуждали существующие проблемы со специалистами Росгидромета. Всем понятно, что проблемы лежат в необходимости оптимизации сети наблюдений, как Росгидромета, так и  в создании дополнительных пунктов (постов) в отраслевых точках напряженности («в климатических зонах, характеризующихся частыми селями, оползнями, снежными лавинами, землетрясениями, снежными заносами, наводнениями, туманами и ураганными ветрами»). И ровно это и надо сделать, потратив выделенные 80млн. рублей акционеров ОАО РЖД  на оптимизацию сети гидрометеорологического мониторинга ОАО РЖД. А дальше - вопросы сбора, усвоения и представления наблюденной информации в удобной и доступной форме, выдача прогнозов, в т.ч. и в режиме оперативного отслеживания изменений синоптической ситуации, а главное, выдача, а равно и отмена штормовых предупреждений  - это прерогатива, именно федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,  прописанная в Законе РФ «О гидрометслужбе». Если бы эти уважаемые господа поднимая в своих статьях проблемы состояния сети Росгидромета, указали бы на необходимость координации усилий по повышению информативности и достоверности прогнозов, на вопросы эффективного обмена информацией, вопросы финансирования совместных проектов, направленных на нужды ЖД отрасли: обеспечения безопасности движения по железным дорогам, гидрометеорологического, экологического мониторинга,  а не подвергали бы огульно сомнению всю (не ими созданную, но ими используемую) систему, и программы Росгидромета – было бы больше пользы.   Остался последний, и в нашу эпоху важный  - финансовый вопрос. Во что вкладывают деньги потребители специализированного гидрометобеспечения Росгидромета, когда платят за получаемую информацию? (А. Ушаков сетует о 15,7 млн. руб. (за гидрометобеспечение по всей территории России), не забывая посетовать о том, что «федеральная сеть гидрометеорологических станций сократилась за последние десять лет на 20%»). Именно на поддержание государственной сети мониторинга, на доплату к зарплате наблюдателям (базовая зарплата наблюдателя  в Росгидромете максимум 4 тыс.руб. – ниже, чем у всех бюджетников!) идут получаемые от отраслевых потребителей средства. А в лучшем случае  на расширение и развитие  этой сети. (Постановление Правительства РФ № 1425 никто не отменял!). А выгодно ОАО РЖД платить эти деньги или нет – это важный вопрос. Как и вопрос: «А верим ли мы в альтернативную и самую умную  железнодорожную гидрометслужбу?»   А мы ответим: «Определенно нельзя дать прогноз погоды по линейно распределенной сети мониторинга ЖД, даже если ее разрабатывали в «НПЦ Геотехнология», т.к. прогноз погоды - не расписание поездов.    (поиск в Яндексе дал очень много ссылок на название «НПЦ Геотехнология», но мы так и не увидели сайта этой просвещенной НПЦ).. Для хорошего синоптического прогноза необходимы данные в т.ч. и региональные штормовые оповещения со всей сети, которые поступают в реальном времени. В каждом регионе свои критерии опасных и неблагоприятных явлений, что обусловлено реально существующими региональными особенностями формирования погоды, резкой изменчивостью погодных процессов, особенно в последние годы  в районах с резко континентальным климатом. На местах для этого работают региональные прогностические модели, методики прогнозирования. Существует и отлаженная система и технологии взаимодействия с МЧС России в периоды ЧС. В информационно-управляющую систему «Погода, гидрология в реальном времени для отраслей экономики и периодов ЧС природного характера», там, где эта система внедрена,  оповещения с сети о штормовых и неблагоприятных условиях, комплексах неблагоприятных условий обновляются каждые 2 минуты! Вместе с тем,  приходится отмечать опасные тенденции в гидрометобеспечении отраслей (ТЭК, СМИ, ЖД, Связь, др.): вместе с централизацией бизнеса в г. Москву менеджеры компаний пытаются «экономить» на специализированном гидрометобеспечении, ограничиваясь договором с Гидрометцентром России или с ФОБОС. Эти организации обеспечивает прогнозами погоды по любому пункту России, полученными на основе модельных расчетов. Однако модельные расчеты  в  принципе  не предусматривают   ситуаций  с  резкими изменениями погоды, вызываемые локальными причинами. Эта информация обычно содержится в кольцевых картах, в данных  МРЛ, в штормовых донесениях со смежных территорий, формируемых на местах, и учитываемся синоптиками региональных гидрометцентров, метеоагентств при составлении текущих прогнозов. Регулярное сравнение оправдываемости  рассчитанных (численных) прогнозов погоды в т.ч. Гидрометцентра России    с прогнозами синоптиков (Гидрометцентров, метеоагентств) конкретной территории, в которых учтены региональные особенности формирования погоды, показывет преимущество территориальных синоптиков  в среднем на 15-20%, по осадкам до 25-30%. Гидрометцентром России, ФОБОС  не прогнозируются штормовые явления!Это делается только на местах, в т.ч. для отделений ОАО РЖД. В силу протяженности территории России в системе  Росгидромета предусмотрено гидрометобеспечение  потребителей  территориальными Гидрометцентрами, метеоагентствами  на территориях. Так давайте же  «ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ АНОМАЛИЙ»,  и «БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ». Кто еще хочет кинуть камень в Росгидромет и думает, что это правильно?  Вторую гидрометслужбу  Россия не прокормит. Или уж очень дорогими станут ЖД билеты для народа.  
  Пресс секретариат информационной ленты «Погода-экология-пресс»
|