ЗонтНа главную
ЗонтО проекте
ЗонтПогода
ЗонтСтатьи
Услуги
Контакты
О сайте
Для СМИ
 

Консультации

тел./факс (3832) 222-702
e-mail: meteoag@meteo.nso.ru

Погода Сибири
 

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

 

Предлагаем Вашему вниманию информационную ленту «Погода-экология-пресс». Здесь Вы можете найти обзор всей текущей информации об окружающей среде, чрезвычайных ситуациях в мире, России, Сибири, на вашей территории, сведения из мировых фондов, объявляющих конкурсы на получение грантов, а также статьи и комментарии наших специалистов по вопросам, так или иначе связанным с окружающей средой.

Последние события:

Авиация и метеорология.

Трудно представить себе другой вид транспорта, который развивался бы столь бурно, как авиация. Роль воздушного транспорта в развитии торговли, промышленности, в разведке недр, охране окружающей природной среды, перевозке грузов и людей в самые отдаленные уголки нашей необъятной страны, в социальной сфере невозможно переоценить.

Авиационная транспортная структура представляет собой сложную комплексную систему, одним из видов обеспечения которой является метеорологическое обслуживание. Расцвет авиации сопровождается и соответствующим развитием авиационной метеорологии. Она прошла путь от «каменного века» до современных информационных технологий.

Авиационная метеорология всегда своевременно реагирует на новые требования, предъявляемые к ней по мере развития и усложнения воздушных судов и организации полетов. Главная задача авиационной метеорологии состоит в предоставлении информации для увеличивающегося числа воздушных судов в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования системы воздушных перевозок. Приоритет отдается наблюдениям за погодой и обеспечению надежной передачи данных этих наблюдений пилотам воздушных судов и диспетчерам управления воздушным движением и особенно своевременной передаче оповещений об опасных сдвигах ветра, грозах, обледенениях и других погодных явлениях, представляющих угрозу для полетов воздушных судов, особенно на этапе взлета и посадке.

Так, по данным Национальной службы погоды США, примерно 40% всех инцидентов в авиации общего назначения, сопровождающихся человеческими жертвами, обусловлены погодными условиями, причем значительная часть таких происшествий относится к взлету и посадке. В настоящее время в аэропортах функционируют точнейшие метеорологические приборы и оборудование, позволяющие детально получать информацию о погоде: это приборы для измерения параметров ветра, высоты нижней границы облаков, видимости, сеть метеорологических радиолокаторов, которые позволяют определить наличие грозовой облачности и гроз, определить наличие и интенсивность осадков. Следует отметить, что радиолокаторы вносят огромный вклад в обеспечении безопасности взлета и посадки воздушных судов. В метеобеспечении авиации также большое значение придается прогнозам погоды, предназначенным для планирования и обеспечения полетов. Прогнозы для целей авиации постоянно совершенствуются, т.к. требования авиации к прогнозам погоды непрерывно повышаются. В прогноз погоды включаются конкретные значения метеорологических величин и явлений с определенной требуемой точностью, особенно повышены требования к точности прогнозов по зоне аэропорта, хотя самолеты должны иметь запас топлива на случай закрытия аэропорта назначения по погодным условиям. При некоторых погодных условиях, например, при сильном ветре, сильном боковом ветре и грозах, садиться опасно даже при наличии самых совершенных навигационных средств. Для того, чтобы авиакомпании могли правильно планировать полеты с учетом подобных явлений, также необходимы более точные прогнозы. Интенсификации движения повышает требования к точности прогноза на трассе полета, где необходима точная информация о ветре и температуре вдоль маршрута, а также о таких опасных явлениях, как турбулентность, которая приводит к «болтанке» воздушных судов, обледенения и грозы, зоны которых приходится обходить. Конечно, далеко не все проблемы, стоящие перед авиационной метеорологией решены, и прогнозы никогда не будут безупречными, но, тем не менее, уровень безопасности, достигнутой в авиации можно признать достаточно высоким, и немалая заслуга принадлежит авиационной метеорологии. Согласно статистике ИКАО (Международная организация гражданской авиации), число смертных случаев в расчете на 100млн км в последние годы снижается. В 1950 г. эта цифра равнялась 1,88 смертельных случаев на 100 млн км, в 1958 г. Она составила 1,02, в 1966 – 0,54, а в начале 1990-х гг. – 0,05. В заключение отметим, что изменение политических и экономических условий в стране вызвало изменение экономических условий хозяйствования во всех отраслях, в том числе и в метеорологических органах, обеспечивающих предприятия гражданской авиации. Государственный бюджет не предусматривает расходы на метеообеспечения предприятий гражданской авиации, поэтому метеообеспечение полетов производится на договорной основе, предусматривающей возмещение затрат на организацию метеообеспечения, а эти затраты довольно значительны.

С развитием авиации повышаются и требования к ее метеообеспечению, которое в свою очередь помогает решать триединую задачу гражданской авиации: безопасность, регулярность и экономичность полетов.

Прокудина Татьяна Михайловна, начальник отдела маркетинга и организации гидрометобеспечения ФГБУ Новосибирский ЦГМС-РСМЦ

Вернуться