ЗонтНа главную
ЗонтО проекте
ЗонтПогода
ЗонтСтатьи
Услуги
Контакты
О сайте
Для СМИ
 

Консультации

тел./факс (3832) 222-702
e-mail: lenta@pogoda.nak.su

Погода Сибири
 

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

 

Предлагаем Вашему вниманию информационную ленту «Погода-экология-пресс». Здесь Вы можете найти обзор всей текущей информации об окружающей среде, чрезвычайных ситуациях в мире, России, Сибири, на вашей территории, сведения из мировых фондов, объявляющих конкурсы на получение грантов, а также статьи и комментарии наших специалистов по вопросам, так или иначе связанным с окружающей средой.

Последние события:

Государственный экологический мониторинг – что это такое?

Постановлением Правительства РФ №177 от 31.03.2003г. провозглашено развитие системы государственного экологического мониторинга в стране. Что такое «экологический мониторинг»? Зачем нужна государственная система мониторинга?

Основной целью государственного экологического мониторинга является информационное обеспечение управленческих и инвестиционных решений на основе достоверных, своевременных, полных данных о состоянии окружающей природной среды. Для того чтобы рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные мероприятия на той или иной территории, необходимо иметь достоверную информацию о том, что мы охраняем и каковы результаты воздействия человека на состояние окружающей среды. Только при наличии полного объема информации можно рассчитывать на оптимизацию природопользования и, в конечном счете – на экологически безопасное развитие территории. Система экологического мониторинга – это не только сбор данных о фактическом состоянии загрязнения окружающей среды, но и тщательная обработка, анализ этих данных с последующим выявлением динамики состояния и выработкой рекомендаций по развитию экономики региона на основе научно обоснованных экологических прогнозов. Традиционно, и в соответствии с полномочиями, законодательством РФ, мониторинг в пределах землеотводов природопользователей осуществляли органы МПР, а мониторинг окружающей среды – органы Росгидромета. Гидрометеорологическая сеть и сеть мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета действует в соответствии с методологическим, технологическим и временным регламентом, обеспечивающим единообразие, преемственность и репрезентативность системы наблюдений и обработки данных. Эта «машина» мониторинга окружающей среды, запущенная в позапрошлом веке, и неизменно действующая, обеспечивающая единый фонд данных Всемирной Метеорологической Организации (ВМО), прогностические структуры, возможность анализа временных, глобальных тенденций климата, несомненно, должна быть основой системы всестороннего экологического мониторинга.

Что мы понимаем под экологическим мониторингом? Какие дополнительные программы наблюдений нужно ввести, чтобы иметь всеобъемлющее представление об экологическом состоянии данной территории, тенденциях экологических процессов? Какие ресурсы (финансовые, людские, интеллектуальные и т.п.) необходимы и кто за все это заплатит? Как гармонизировать рыночные тенденции в экономике и обществе с проблемами устойчивого экологического развития территории?

Зачастую мониторингом считают систему наблюдений, позволяющую получить данные о состоянии окружающей среды. Серьезные экологи утверждают, что мониторинг – это триединая задача: наблюдение и получение данных, анализ полученных данных, прогноз тенденций развития явления или процесса, в отношении которого осуществляется мониторинг. И, коль скоро мы говорим о природных явлениях, антропогенных влияниях на окружающую среду, система мониторинга должна быть максимально сквозной, отражающей взаимодействие и взаимное влияние всех сред. Поэтому при организации первого шага - системы наблюдений – необходимо отдавать себе отчет, что наблюдаемые среды (воздух, почвы, поверхностные и подземные воды) влияют друг на друга, что находит многочисленные примеры и подтверждения. И значит, в системе государственного экологического мониторинга должны быть предусмотрены возможности анализа взаимозависимости загрязнения различных природных сред. Эта точка зрения отражена и в постановлении Правительства РФ №177 от 31.03.2003г. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Первый и наиболее очевидный шаг в развитии системы экологического мониторинга – оптимизация системы наблюдений на базе существующих процедур наблюдений, и, прежде всего, это мониторинг поверхностных и подземных вод, почв и атмосферного воздуха.

Необходимо помнить, что наблюдательные программы Росгидромета и других уполномоченных в области охраны окружающей среды государственных органов исполнительной власти частично осуществляются за счет средств федерального бюджета (так называемый «ведомственный заказ»), но вместе с тем, должны финансироваться и из территориальных бюджетов. По крайней мере, так регламентирует Бюджетный Кодекс РФ (ст.85). Программы наблюдений в конечном итоге практически всегда проводятся в интересах обслуживаемых территорий. Выполнение наблюдений в рамках ведомственного заказа финансируется из федерального бюджета не полностью, а лишь на 40-60%. Недостаток финансирования необходимо возмещать в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1425 за счет заказчиков специализированной гидрометинформации, в том числе и информации о загрязнении окружающей среды, и, в соответствии со статьями 85-87 Бюджетного Кодекса РФ, финансировать необходимые программы наблюдений из средств местных бюджетов. Таковы реалии.

Для достижения оптимизации системы экологического мониторинга и сбалансированности расходов на мониторинг необходимо объединение усилий всех специально уполномоченных государственных органов, в том числе и территориального Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. Только коллегиальное решение всех федеральных государственных органов, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды на данной территории, и представителей территориальной власти об актуальности тех или иных программ мониторинга может дать хорошие результаты при организации и развитии системы мониторинга на территории. Открыто и коллегиально должны решаться следующие вопросы:

1. Какие наблюдательные программы, финансируемые из федерального бюджета, необходимы для актуальной на данной территории системы государственного экологического мониторинга? 2. Какие программы, необходимые для данной территории, не финансируются? 3. Как организовать финансирование необходимых местных программ мониторинга, из каких источников? 4. Кто должен стать исполнителем необходимых местных программ мониторинга? 5. Как используются полученные информационные ресурсы для грамотного управления экологической ситуацией на данной территории? Зачастую исполнителем программ наблюдений может быть территориальный орган Росгидромета, в рамках собственных существующих ресурсов (технологий, методик, нормативных документов, специалистов). Не исключено, что некоторые программы мониторинга будут выполнять иные организации, имеющие необходимые ресурсы и специалистов. Здесь видится необходимость кооперации, привлечения специальных аккредитованных лабораторий, специалистов МПР, СОРАН. Очевидно, что этот процесс может быть организован в рамках проведения тендеров по разработанной системе объективных оценок. Результатом работы системы государственного экологического мониторинга должна стать база данных или единый для всех уполномоченных органов с области охраны окружающей среды фонд данных, доступный и бесплатный. Однако, для иных соискателей указанных информационных ресурсов (предприятий и организаций, не являющихся органами исполнительной власти) предоставление данных должно осуществляться в соответствии с законами РФ, беспрепятственно, но на условиях возмещения затрат на их хранение, обработку, тиражирование и передачу, а, возможно, и за их амортизацию, если на эти базы данных имеется авторское право или восполнение этих баз данных требует финансовых ресурсов. Это, так называемое, «возмещение затрат на производство данных».

Для достижения консенсуса и планирования экологических мероприятий, в т.ч. программ экологического мониторинга, в интересах территории, необходим коллегиальный орган, в состав которого входят представители специально уполномоченных органов - МПР, Росгидромета, субъекта федерации (ГО и ЧС, КПР).

Проблема финансового обеспечения всех программ должна решаться за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных источников финансирования, средств фондов. Определяющую роль в поиске внебюджетных источников финансирования должен сыграть эффективный менеджмент, постоянные исследования развития реальной ситуации. Особенностью этих мероприятий является изучение нормативно-правовой базы природопользователей, тенденций развития рынка, проведение анализа инвестиционных программ, новых достижений и тенденций науки, ГИС-технологий и т.п., с целью выявления целевых групп потребителей, напрямую заинтересованных вести бизнес экологически грамотно. Эта работа, которая предполагает широкое использование ГИС-технологий, поможет увидеть тенденции развития территории, бизнеса. Этой работой должна заниматься специальная группа профессионалов, осуществляющая тактическое и стратегическое бизнес-планирование проектов экологического мониторинга, актуальных для данной территории, но не нашедших пока традиционных источников финансирования.

Анализ мирового опыта показывает, что для любой современной, успешно работающей информационной структуры, корпорации, жизненно необходимой является постоянно действующая система обучения, повышения квалификации собственных кадров, контрагентов (в нашем случае это директора, специалисты-экологи различных промышленных предприятий, организации, заинтересованные во внедрении эффективного экологического менеджмента, в сертификации по стандартам ИСО 14000, экологи-общественники и др.). Это обучение должны проводить специалисты, эксперты МПР, Гидрометслужбы, юристы, обучающие менеджеры по специальным программам, путем активных консультаций, в т.ч. по интернету.

В перспективе должно быть внедрена система дистанционного обучения и повышения квалификации, консультирования (для этого есть серьезно проработанные материалы, созданы необходимые ресурсы, сетевая инфраструктура). Это позволит иметь на местах грамотных исполнителей, наблюдателей, специалистов–экологов, действующих по единой технологии, в едином, идейном пространстве.

Каким должен быть Центр экологического мониторинга? Это новая контора с вывеской и дублирующими функциями или что-то другое? В начале XXI века, когда во всем мире в структурах, занятых в информационной деятельности, преобладает так называемый электронный образ мышления, когда так важно ресурсосбережение, когда достоверности и своевременности информации придается столь высокое значение, когда экономика становится столь зависимой от экологии, когда в мире провозглашена идея устойчивого экологического развития территорий, очевидно, что решение проблемы организации государственного экологического мониторинга требует современного подхода.

Поэтому, когда мы думаем об этом, нам рисуется не дом с вывеской, а новая система взаимодействия, прежде всего опирающаяся на Закон, впитавшая в себя все рациональное, оптимально использующая все имеющиеся ресурсы, опыт профессионалов, труд подвижников – наблюдателей, для которых наблюдение за окружающей средой – это образ жизни. Но главное это грамотно организованное информационное пространство, в котором каждый найдет необходимую для защиты окружающей среды достоверную информацию.

Вернуться